Afford (позволить себе) - очень интересное понятие.
Оно не только показывает границы наших финансовых возможностей (afford to buy), но и социальные - идеально, на мой взгляд, выражая, как power corrupts (власть совращает).
Потому что, если у тебя достаточно сил, денег, окружения и тд, you can afford much more - от чего-то отмажут адвокаты, что-то никогда не вскроется и тд, и ты безопасно можешь себе это позволить (отсюда и всякие скандалы с принцем Эндрю). Люди продолжают говорить о "цене" поступков, взывать к тому, стоят ли десятки загубленных детских душ огромной виллой в Швейцарии, которой богатый платит за свои поступки (или тысячи гражданских жизней - потенциальной безопасности страны) и тд, но реальность чаще всего показывает, что реальная плата за такие поступки несоизмеримо меньше, чем то, как оценивают урон жертвы или простые граждане. С наращиванием власти и силы происходит обратная отдача: как говорится в Withnail and I, "Free to those who can afford it, very expensive to those who can't."
Иногда люди сами рвутся к власти (во всех её проявлениях - количестве последователей, авторитете, деньгах, даже уважении) сознательно, понимая, что именно этого они и хотят. Но иногда такая власть и сила находят людей внезапно - они делают что-то выдающееся просто так. И вот вопрос "if you can afford to do anything, what would you do?" становится особенно актуальным.
И знаете, я почему-то не вижу в нашей медиа хороших примеров - или вижу их очень мало и они довольно тихие. Иногда здесь и там всплывает история "а вы знаете, что кто-то много жертвует в фонды", Анджелина Джоли едет в Африку помогать детям и тд - и это всё вызывает тихое уважение, но никогда - восхищение, страсть, первые полосы газет. Там, как известно, или истории о коррупции (моральной и денежной), или о том, кто во что нарядился и какой дом купил _для себя_. Это направляет общий вектор мышления в это русло: отдельные, "блаженные" люди делают, конечно, хорошие поступки - но о них никто не слышит. Помимо этого, такие "блаженные" люди ещё и обязательно должны быть практически безгреховны, а лучше - вообще мученики, чтобы к ним никто не придрался и не окунул в грязь; доктор Лиза, например, погибла при очередном волонтёрстве, и теперь её спокойно можно записать в святые и молиться на её образ, а если кто-то из "обычных" людей занимается благотворительностью или просто делает что-то хорошее и полезное - то это либо информационный шум не в фокусе, либо "за ним грешок" и значит не так уж важно, что хорошее он делает - либо это от корысти, либо грехи замаливает.
Можно мы нормализуем не героизм, а просто какие-то хорошие вещи? Можно мы будем обращать внимание и учиться радоваться тому, что у кого-то что-то получилось, как "анти-жертвы" - люди, которым помогли, этому благодарны и насколько лучше у них стала жизнь? Такие истории, как правило, либо лишены драмы, либо отчаянно сентиментальны (когда показывают ужасы, из которых "анти-жертвам" удалось выбраться с помощью благотворителя) - а потому нарративно не очень интересны, не цепляют. Хорошо - ну и хорошо, что об этом говорить. Но сам формат обсуждения событий в таком ключе - упивающийся эксцентричным богатством, рассасывающий чьи-то проступки или ужасы - не помогает создать образ мышления, в котором страстно хочется делать что-то хорошее, упиваться чужой радостью. Он учит хотеть afford как можно больше - и не даёт направления, в котором эту силу можно растратить, и мы раз за разом видим старых, скучных героев по типу "гениальный доктор/пианист/юрист, но пьющий/сволочь/бабник/бросающий деньги на ветер - но такой несчастный, надо пожалеть". Бесконечная закольцованная тупость и опустошение.
Другие виды историй тоже есть, но они редки на общем фоне. Например, я могу вспомнить пару фильмов и сериалов, но газеты останутся газетами - потому что всем нужен "сочный" нарратив, который строится на драме. А хочется, чтобы это было основное отношение к жизни, и чтобы оно было глубокое и настоящее, а не советские фантазии о том, что "у всех всё хорошо", когда столько страха и проблем остаются необговоренными.
В общем, хочется историю про человека, который может afford anything, но разумно тратит то, что у него есть - и это очень страстно и круто, а не "безопасно и хорошо".